|
Путешествия членов клуба по рекам от Москвы до Нижнего НовгородаШлюзование при прохождении шлюзов канала имени МосквыПошаговые практические рекомендации по прохождению шлюзов, расположенных на канале им. Москвы. Ключевые слова: маломерное судно, шлюзовые ворота, катера яхты, шлюзов. Тот, кто хоть раз проходил шлюзование на канале им. Москвы, находясь на яхте или катере, именуемыми неблагозвучным словосочетанием маломерное судно, знает о той тревоге, которую испытывает капитан судна при проходе шлюзов. И не имеет значения тот факт, что шлюзование на этом участке осуществлялось им уже неоднократно. Почему достаточно прозаический и простой по сути процесс движения судна в ограниченном пространстве, с малой скоростью, вызывает беспокойство у капитанов небольших маломерок, длиной 10-15 метров? Почему и капитаны больших посудин, толкачей, составов, стараются при прохождении шлюзов находиться на капитанском мостике? Шлюзы Канала им. Москвы — от Москвы до Нижнего Новгорода Порядок прохода через шлюзы одинаков как для небольшого катера, так и для громадной баржи. Шлюзы, расположенные на канале им. Москвы несколько отличаются от громадин функционирующих на Волге. В сторону Нижнего Новгорода, если плавание происходит по Оке, располагаются шлюзы с красивыми и историческими названиями: Кузьминский, Белоомут, Северка, Фаустово, Софьино, Андреевка, Трудкоммуна, Шлюз 10. До Нижнего Новгорода можно по воде пройти и северным путём — по КиМ, через Горьковское водохранилище, далее — в сторону Городецкого гидроузла. Практические рекомендации по проходу шлюзов КиМТрудности прохода шлюзов маломерными судами, при осуществлении судоходства по реке Москва, имеют некоторую специфичность, обусловленную неприспособленностью КиМ к пропуску водного транспорта, имеющего небольшое водоизмещение и габариты. Москва река на этом участке, а особенно перед соединением с Окой, характеризуется интенсивным судоходством. Баржи и танкеры (круизных судов мало) с трудом маневрируют, останавливаясь перед крутыми поворотами, пропуская друг друга по очереди. Раздвижные мосты понтонного типа только усиливают сложности судоходства. Водные суда, двигающиеся по реке, представляет собой громадные, по сравнению с небольшим катером или яхтой, посудины, медленно и неуклюже ползущие вниз или вверх, с трудом вползающие в шлюзовые ворота. Профессиональные капитаны не обращают внимание на какую-то мелочь, только путающуюся у них под носом, и нередко приносящую головную боль только одним своим присутствием. Их можно понять – круизный отдых на яхте, катере несколько противоречит их трудной и ответственной работе. Подходим к шлюзуПеред шлюзом, минут за 40 или раньше, связываемся с диспетчером и, получив его добро, двигаемся далее по реке, шарахаясь от встречных ржавых барж, прижимаясь к берегам. Небольшие размеры реки Москва, особенно на участках шлюзовых каналов, не позволяют спокойно ждать своей очереди для входа в шлюз. Нет возможности пришвартоваться к причалу, бетонной стенке, береговому сооружению - вследствие отсутствия таковых. Сходу войти в шлюз, как правило, не получается. Приходится ждать разрешения на вход в судовую камеру. Где это лучше делать? Надо выбрать место якорной стоянки, таким образом, чтобы находиться недалеко от входа в шлюз и абсолютно не мешать проходу крупногабаритного транспорта. Лучше недалеко зайти в несудоходный рукав, образованный плотиной. На этом участке реки такие места есть. Отдаем якоря. При этом они должны надёжно держать судно на грунте – проходящие баржи, поднимают волну, она может приподнять маломерку и течение выкинет её на судовой ход. Далеко от шлюза тоже не встанешь. Будешь копаться, долго сниматься с якорей, разворачиваться – упустишь время. Могут не пустить в шлюз. У диспетчера шлюзования свой график пропуска судов, не допускающий скопления барж в узкой акватории реки, где они не могут маневрировать. Короче, надо укладываться в общий график движения. Шлюзовой канал и ворота шлюзаНаконец, разрешение на вход в шлюз получено. Идем к воротам шлюза по команде диспетчера и горящем зеленом огне светофора. Если яхта будет одна шлюзоваться, тогда все дальнейшие действия упрощаются. Но такой вариант встречается достаточно редко. И, если недалеко от шлюза находится баржа, то диспетчер сначала запустит ее в шлюзовую камеру, а вы пойдете следом за ней. Шлюзоваться будете вместе. Подход к шлюзовой камереТут и начинается первая головная боль. По правилам шлюзования маломерное судно не имеет права входить в ворота шлюзовой камеры до тех пор, пока судно, находящееся перед ним, не осуществит швартовку к причальной стенке шлюза и не закрепит швартовые. Но вы этих ее действий не увидите, если еще будете стоять на вашей якорной стоянке. Диспетчер только разрешает вход и дальше не будет руководить вашими маневрами по входу в шлюз пока вы не пришвартуетесь. Поэтому потихоньку начинаем идти за баржой, не дожидаясь ее швартовки. При движении на малом ходу ваше судно будет плохо слушаться руля. Будьте осторожны и внимательны – маневрирование судна, находящегося впереди вашей посудины будет мешать входу в шлюз и маневрированию в нем. Встречное движение воды будет препятствовать прямолинейному ходу катера, яхты. Судно будет сносить, крутить и разворачивать. Важно. Надо держать необходимую дистанцию между передним судном, входящим в шлюз и вашей маломерной яхтой. Лучше дождаться швартовки баржи, когда она уже завела и закрепила швартовые. При этом надо быть на судовом ходе перед шлюзом, наблюдать за швартовкой, следить чтобы ваше судно никуда не отнесло. Маневрировать, чтобы не сноса на берег, или не ударило о причальную стену шлюзового канала. После швартовки баржи заходим в шлюзовые ворота. Швартовка в шлюзеШлюзование т. е. подъем или опускание судна в шлюзе, должно по правилам судовождения происходить при выключенном двигателе судна. Но капитаны тяжелых барж и танкеров этого не делают. Судовая машина, поставленная на обратный ход, дает возможность барже, другому аналогичному транспорту, противостоять движению воды, той волне, которая образуется при открытии шлюзовых ворот. Поток воды может сорвать судно со швартовых, оборвать канаты. Поэтому двигатель и не глушат - включают реверс. Входя в шлюзовую камеру, капитан катера имеет перед своим кораблём пришвартованное судно, с работающим двигателем. Сзади него он и должен пришвартоваться к указанному диспетчером рыму. Рым и швартовый конецОсобенность небольших шлюзов Ким состоит в том, что они, в отличие от своих волжских «братьев» не имеют рымов, располагающихся на подвижных поплавках, смонтированных на причальные стены шлюзовой камеры. Швартовые тумбы расположены сверху, выше причальной стены, и их не видно снизу. Чтобы зацепиться за них, член команды маломерного судна, работающий на швартовке, должен передать швартовый конец работнику шлюза - он ждет его подачи на берегу, находясь вверху швартовой стенки. Важно. Надо не проскочить то место, где находится работник шлюза, ожидающий подачи швартовых. При этом судно должно находиться как можно ближе к швартовой стене, иначе нельзя будет дотянуться до крюка, который вам подают для принятия швартового конца. Важно. Не спешите накинуть петлю швартового конца на подаваемый вам крюк, особенно если судно еще продолжает медленно двигаться вдоль стенки шлюза. Накиньте петлю на крюк, закрепленный на стене шлюзовой камеры, произведите остановку судна, а потом спокойно передайте петлю работнику шлюза, повесив ее на спущенный им багор. Дождитесь, пока ваш швартовый будет закреплен сверху на швартовой тумбе, и произведите натяжку ваших швартовых концов, надежно закрепив их на причальных устройствах (утках, кнехтах и пр.). Не забывайте, что шлюз будет опускать, или поднимать ваше судно т. е. производить шлюзование. Швартовые концы необходимо, в зависимости от шлюзования - либо отпускать, либо натягивать. Важно. Капитан впереди стоящего судна может включить заднюю передачу, чтобы его судно не сорвало со швартовых. В шлюзовой камере образуется крутящееся движение воды, обусловленное:
Эта масса воды, с водоворотным течением, толкает ваше маломерное судно в разные стороны, при этом корпус корабля наваливаться привальным брусом на бетонную стену шлюза. Нос или корма производят рыскающие движения, которым трудно противодействовать. Натяжением шлюзовых концов необходимо противостоять этому, одновременно следя за наполнением (опорожнением) воды в камере шлюзования. Выход из шлюзаШлюзование закончено. Не спешите снимать швартовые. Дождитесь когда впереди стоящее судно отшвартуется и выйдет из шлюзовой камеры полностью. Пусть движение воды в шлюзе замедлится – легче будет маневрировать, двигаться вперед. Ведь отшвартоваться тоже надо аккуратно, не повредив борта, ведь ваш корабль плотно прижат к швартовой стене одним бортом. Нельзя круто выворачивать руль – можно повредить корму или рулевую колонку. Спокойно отшвартовывайтесь, выходите из шлюза, поблагодарив его работников за проведенную работу. И… в путь. Счастливого плавания! |
|